Валерий Цапков (valery_brest_by) wrote,
Валерий Цапков
valery_brest_by

Category:

"99% внутренних терминалов надо закрыть"

ИННА БИЛЕНКО: "НИ ОДИН ТАМОЖЕННИК НА ГРАНИЦЕ НЕ ХОЧЕТ ОФОРМЛЯТЬ ЛЕГАЛЬНЫЙ ГРУЗ"

Председатель ОО "Таможенный контроль" Инна Биленко рассказала кто и для чего открывает в Украине сотни внутренних таможенных терминалов, почему они являются рассадниками коррупции, и как преодолели эту опухоль в Европе.

Инна Биленко - председатель общественной организации "Таможенный контроль". Получила образование менеджера-экономиста в Украинском государственном химико-технологическом университете в Днепропетровске. Имеет более 10 лет опыта в компаниях, связанных с таможенными делами, в частности в компаниях "Сакал-Металл Украина", "Бизнес трейдинг" и ООО "ЭрДом". Занимается продвижением реформ на украинской таможне.

- Мы постоянно слышим о борьбе с коррупцией на таможне. Время от времени взрываются контрабандные скандалы, летят какие-то головы и истории забываются. Улучшается после таких "разгонов" работа таможни?

- Ну конечно не улучшается (смеется). Это все точечные, показушные мероприятия. И, чтобы вы понимали: контрабанда - это капля в море потоков грузов через границу, от силы - 5%. Есть еще около 10% "серых" грузов. А остальные, основная масса - это все легальный товар. И вот здесь как раз самая большая коррупция, массовая. Именно в этом легальном секторе выкручиваются руки честным предпринимателям, и на них зарабатываются самые большие нелегальные доходы.

- Каким образом, если это абсолютно белый товар?

- Можно сказать легко и элегантно. Смотрите. Есть таможенный грузовой переход на границе, там сидят таможенники, и они сидят с одной целью - пропускать контрабанду или "серый" груз. У них нет ни желания, ни знаний для того, чтобы оформлять легальные грузы. Люди работают там по 20 лет, но если ему дать оформить документ - он не сможет этого сделать. Он умеет только брать взятку. За что они берут взятки? За то, что они не будут открывать машину и смотреть, что там. Есть три варианта: первый, наиболее "черный" - машина по документам пуста, а она на самом деле загружена неизвестно чем, второй, "серый" - по документам на 50% правда, но на 50% что-то другое, и третий вариант - легальный груз. Этот последний вариант таможенника на границе не интересует. Такую машину таможенник быстро прогоняет на внутреннюю таможню.

- А в чем интерес таможни на внутренних терминалах?

- 100% терминалов в Украине - частные, государственных нет вообще. Заезд на эти терминалы платный - от $ 100 до 200 грн. Что такое терминал - это кусок асфальта, колючая проволока, пара будок или здание с таможенниками. На хорошем терминале в Киеве в среднем за сутки заезжали 1000 машин, то есть прибыль $100 тыс в день. Ни один терминал не работает без откатов. Без откатов терминал не откроют. Для того, чтобы открыть терминал, нужно иметь пакет документов. Там очень простые требования, если у вас есть $ 20 тыс, то можно запросто открыть собственный. Штат таможни ограничен, и если на новый терминал людей не хватает - они могут закрыть какой-то другой. Здесь речь только в том, кто даст больше денег. Внутренняя таможня - это коррупция, потому что сам терминал - коррупция, если бы терминалы были бы бесплатным и - тогда хорошо, но это не так.

- А нельзя настаивать на растаможке прямо на границе без заезда на внутреннюю таможню?

- Получится себе дороже. Если ты приезжаешь на таможню и говоришь "у меня все легально - растаможьте мне", в принципе, таможенник не имеет права не растаможить. Но всегда найдется повод отказать. Например, пишется себе документ, что у них нет зоны прибытия. И все. Прошу на внутренний терминал. Можно скандалить, подавать в суд - но это время, груз не может стоять долго.

- А как в Европе?

- В Европе вообще нет внутренних терминалов. Там растаможить машину можно и за 5 минут. Если ставить целью растаможить машину, а не заработать деньги. Есть система рисков - это такая программа, в которой написано, что если фирма едет впервые, то ее надо проверять тщательно, если - уже в десятый раз, то ее проверять не нужно. Если фирма по контракту уже 5 лет возит однотипный товар, то она белая. Если фирма возит сегодня стулья, завтра телефоны, а послезавтра анчоусы - это фирма рискованная. В ЕС проверяют только рискованные фирмы. Система рисков работает для таможенников, чтобы было понятно, какая машина подлежит осмотру, а какую можно сразу оформлять. Список фирм загружается в программу, а программа высчитывает, что если в этой фирме мало людей, заплатили такие налоги, находятся не по зарегистрированному адресу, и если эта фирма везет палету телефонов и две палеты зарядных устройств, то, скорее всего, на самом деле там полная машина телефонов. И программа выдает - осмотреть. Если по документам 5 тонн мебели, а упаковка заявлена ​​на 10 тонн, то программа выдает, что нужно перевесить товар. В конечном итоге на Западе осматривают где-то 1% фур и все происходит быстро.

- А в Украине не работает эта база рисков?

- У нас система рисков тоже работает, однако в программе могут редактировать список фирм как заблагорассудится. На этом также зарабатывают. Те, кто оперирует этой программой искусственно делают так, чтобы каждая вторая машина была в зоне "рискованных". А если платят деньги, тогда программа выдает, что груз чистый. Поэтому, если ликвидировать внутренние таможни и переводить оформления только на границу, то базу рисков надо сделать независимой от таможенников и прозрачной.

Если система рисков работает по-честному и над этим дополнительно осуществляется контроль, то рискованными будет 1% от всего потока машин. То есть мы оставляем очень малое количество внутренних таможен, которые будут базироваться в крупных узловых городах - Киеве, Одессе и других.

- А что делать с грузами, которые нуждаются в получении разрешительных документов или проведения экспертизы?

- Безусловно на границе такое оформление провести невозможно, именно такие грузы должны направляться на внутренние таможни. К таким товарам можно отнести продукты питания, которые должны соответствовать стандартам, растения, живой скот и опасные грузы.

Итак - 99% внутренних терминалов надо закрыть и сократить время оформления деклараций от 4 часов до 20 минут. И этот один, такой казалось бы маленький, но системный шаг гораздо больше оказал бы влияние на уровень коррупции и свободу предпринимательства, чем посадка тысячи взяточников.

Артем Карпов Источник: http://censor.net.ua/r388617 Источник: http://censor.net.ua/r388617 Источник: http://censor.net.ua/r388617
=====================

В тему, кому любопытно, почитайте украинские форумы про таможню на ОРД, много интересного и поучительного: http://ord-ua.com/forum/
Tags: Украина, вестник контрабандиста, таможня
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments